вторник, 31 января 2012 г.

Макси-яхта «FAZISI» - шедевр советского яхтостроения, Часть 3


По признанию большинства – это была самая оригинальная и запоминающаяся яхта во всем флоте WRTWR 89/90. «Я не знаю, что курили ребята, рисовавшие эту лодку, но я хотел бы попробовать того же», - эти слова одного известного яхтенного специалиста в Хэмбле наиболее точно описывают впечатления окружающих. Яхты Брюса Фарра, по сравнению с Fazisi, выглядели как заготовки – не за что зацепиться глазу. Другое дело – наша крошка. Предельно низкий борт под острым углом уходит в воду, нос задран в небо так, что форштевень весь висит в воздухе, обозначая под собой лыжу, которая должна выводить лодку в серфинг при малейшем желании рулевого. Внутри было всего два места, где 1-2 человека могли разогнуться в полный рост – в остальном средняя высота внутреннего пространства не превышала полутора метров: передвижение только на четвереньках по складу парусов. Из-за низкого надводного борта подветренный кокпит при крене превращался в ванну с водой и проходилось везти дополнительные полтонны груза, т.к. он не успевал осушаться через шпигаты. А когда лодку накрывало волной, она превращалась во всплывающую субмарину.

                      

В соответствии с правилами, прямо перед мачтой находилась водонепроницаемая переборка, в нос от которой располагалась только цистерна пресной воды емкостью ок. 600 литров.
16 подвесных коек из тентовой ткани распределились вдоль бортов в два яруса. Под каждой койкой были пришиты карманы для личных вещей. Шкаф для непромоканцев и сапог находился в районе носового входного люка. Гальюн, камбуз, короб генератора с опреснителем располагались посередине судна в одном блоке. Сверху над обитаемой зоной (никаких «салонов», «кают») нависали приводы системы палубных лебедок – карданы, редукторы, коробки переключателей. Эта система позволяла комбинировать подключение приводов «кофейных мельниц» на любую лебедку. «Вряд ли вам оторвет член, когда все это неожиданно приходит в движение, - писал Скип в своей книге, - но удаление клока волос с головы может стать легким и болезненным». Ближе к корме располагался главный двигатель, сразу за которым находился штурманский стол с аппаратурой навигации и радиосвязи. Из Англии в Уругвай лодка уходила даже без внутренней теплоизоляции с обнаженными алюминиевыми бимсами и стрингерами, полная острых граней и углов.
Системы, вопреки наставлениям специалистов, нашими народными умельцами были собраны упрощенно. В результате на один кран мойки подавалась и пресная, и забортная вода. Насколько при этом опреснялся океан - неизвестно, но то, что в пресную воду попадает забортная – становилось ясно после первого же глотка кофе. Кроме того осушение унитаза было заведено на слив мойки камбуза. Мина замедленного действия – дизентерия, не взорвалась только потому, что лучший в мире унитаз сломался. Необходимостью «ходить до ветру» наших хлопцев не смутишь.
Корнелис ван Ритшотен, дважды победитель WRTWR (1977/78 и 1981/82) на своих знаменитых яхтах Flyer (известный страстью к безупречному порядку и ценящий комфорт команды), был, мягко говоря, потрясен увиденным.
Но зато Эрик Табарли, другой ветеран WRTWR, впервые пропускающий гонки (сторонник спартанского аскетизма на спортивных яхтах), был в восторге. Француз не предполагал даже, что все может быть так незатейливо и просто на борту яхты, которая собралась вокруг света. Это было эквивалентом благословления, если верить скиповскому переводу с французского.

Самая драгоценная часть интерьера – сушилка мокрой одежды, куда горячий воздух поступал от тепловентилятора, работающего на дизтопливе. Правда, никогда нельзя было быть уверенным, что ты достаешь именно свои вещи, но они всегда были сухими, а это важнее. Кормовой жилой отсек был как бы привилегированным, т.к. там обитали шкипер, навигатор, кок и старший вахтенный начальник.
На стоянке в Окленде экипаж Steinlager 2 с ужасом смотрел на своего высоченного навигатора, который с хохотом прогуливался внутри своей яхты и подпрыгивал при этом. Успокоились и понимающе закивали, когда узнали, что Майк только что был в гостях на Fazisi, где у него расширялись глаза, насколько позволяло внутреннее пространство.
Но экипаж любил свою лошадку. Никто не поранился при строительстве, хотя резали листовой AMg пневмотурбинками, у которых при неосторожном движении разлеталась фреза. Кстати, толщина обшивки корпуса составляла от 2,6 мм (надводный борт в корме) до 30 мм (днище в районе крепления балластного киля).  Ничего не сломалось в гонках, кроме гика, но это – Sparcraft и еще шесть яхт – друзей по несчастью.
 Название яхты пришло от старого названия реки Риони в Грузии, куда Ясон послал аргонавтов за золотым руном. Поэтому на первых этапах проекта яхта называлась Golden Fleece.
По идее, лодка должна была соответствовать параметрам ULDB (Ultra Light Displacement Boat). В общем, так оно и было, хотя обычно ULDB считали испанскую Fortuna Extra Lights (сигареты такие, а не лодка «экстра лайт») и французскую Charles Jourdan (галантерея). По водоизмещению Fazisi располагалась между ними, но была перетяжелена при постройке, заменой киля для обмера и тем, что обычно на борту было больше людей, чем нужно. В силу разных причин.
Паруса перед стартом были слегка подрезаны в угоду обмеру, общее количество (15) соответствовало нормам. Кругосветка закончилась под четвертым гротом ($35 тыс. за каждый, для переноски запрягаются шесть человек) притом, что один грот был потерян – смыт за борт с кормы, где был закреплен на наветренном борту, что разрешалось правилами для одного запасного паруса. Где-то в южной части Тихого океана – точнее (день, час, на чьей вахте) выяснить не удалось - такая была обстановочка.
Навигационные приборы – американские OCКAM. О GPS тогда еще не знали, спутниковая навигация – допплеровский Magnavox. Дальняя радиосвязь – КВ. Компьютеры  были, но не на Fazisi.
Продукты на берегу раскладывались в пакеты, каждый из которых содержал дневной рацион на весь экипаж, поэтому на пакете надписывалась дата его поглощения и они соответственно укладывались. На второй день в море курящие иностранцы узнавали, что советские ребята «забыли» купить сигареты  и раскуривалась трубка мира, насколько хватало  табачку. После этого гурманы пытались курить чай из разовых пакетиков.
Личная гигиена? По минимуму. Особенно на этапах 2 и 4. К концу четвертой недели каждый узнавал, как он пахнет на самом деле. В обычной жизни такими нас знают только собаки. Ничего особенного.  “Old fishermen never die… They just smell that way” (английская поговорка).

    
                                                                       
 Макси-яхта Fazisi на подходах к Новой Зеландии. На корме развевается темно-синий флаг Whitbread Round The World Race. Советский флаг поднимался на стоянке.



Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий