четверг, 12 января 2012 г.


«ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…»

главы из путевых заметок о первом участии советской яхты в кругосветных гонках парусных яхт с полным экипажем
Whitbread Round the WORD Race 1989/90

От автора

Бывают события, реальность которых со временем воспринимается все с большим сомнением. Что-то похожее происходит с участием советской макси-яхты в Whitbread Round The World Race 1989-90 г. В наши дни это выглядит еще более неправдоподобно, чем тогда.

Часто спрашивают о том, по каким критериям набирался экипаж для кругосветного парусного марафона. Да ни по каким. Просто повезло тем, кто случайно в нужное время оказался в нужном месте: «…силой всемогущего случая, который управляет судьбой гусей и ослов во образе человеческом» - как заметил бессмертный Роберт Луис Стивенсон («Ночлег Франсуа Вийона»). Но попасть в экипаж оказалось легче, чем в нем удержаться – нужно было постоянно доказывать свою незаменимость в команде.
Мне повезло еще раньше и больше: в 1976 году, будучи курсантом штурманского факультета Тихоокеанского высшего военно-морского училища, попал во Владивостокский яхт-клуб ВМФ на классическую Л-6 «Мечта». Название яхты оказалось роковым – приклеился к парусу на всю жизнь. 1980 г. – Соловецкая регата на таллинском четвертьтоннике «Корсар» 26-го яхт-клуба ВМФ, 1985-88 г.г. парусные регаты в рамках кубков Черного моря и Балтики на  киевской яхте «Гонта». Хоть и не всегда под парусами, но до Fazisi  успел побывать во всех океанах.

                   
С благодарностью читателям за внимание,
Сергей Акатьев, яхтенный адмирал.
                                                                   
1. ПРОЛОГ
2. СОПЕРНИКИ                                                                     
3. Макси-яхта «FAZISI»                                                        
4. Первый этап: Пролив Солент – Пунта дель Эсте     
5. Пунта дель Эсте.  Первый промежуточный финиш   
6. Второй этап: Пунта дель Эсте – Фримантл                
7. Австралия.  В гостях у кенгуру                                     
8. Третий этап: Фримантл – Окленд                                 
9. Новая Зеландия: «Задуем ветер в их паруса!»         
10. Четвертый этап: Окленд – Пунта дель Эсте               
11. Снова - Пунта дель Эсте. Пятый этап: Пунта дель Эсте – Форт-Лодердейл
12. Америка, Америка…В гостях у крокодилов                
13. Шестой этап: Форт-Лодердейл – Саутгемптон           
14. Эпилог.                          
     
      FAZISI  CREW LIST                                                              



                  


1. ПРОЛОГ
Не многие сейчас знают, как покупали журнал «Катера и яхты» двадцать лет назад. В определенный день нужно было подойти к киоску «Союзпечать», дождаться аудиенции с продавщицей и спросить про журнал. Главное - не ошибиться в интонации: в голосе должны быть и уверенность, и мольба одновременно. Если «Катера и яхты» есть, продавщица молча опускала руки под прилавок, выкладывала какой-нибудь большой красивый журнал типа «Радянська Украина» и называла цену. Рассчитавшись, вы отходили в укромное место, разворачивали эту «упаковку» и доставали предмет своей страсти. Сказать, что это было событием жизни – ничего не сказать. О тогдашних «Катерах и яхтах» можно говорить много, но лучше отдельно.
Именно в этом журнале где-то году в 1986-м появилась статья о Whitbread Round The World Race – многоэтапных кругосветных гонках парусных яхт с полным экипажем. Тогда речь шла о результатах гонок 1985/86 года, где победила швейцарская яхта UBS Switzerland. Все это было настолько заманчиво, что в Киеве нашлись яхтсмены, которым удалось сделать определенную «волну» в структурах компартии и КБ Антонова с идеей строительства яхты и участия ее в гонках парусников вокруг света в 1989/90 годах, т.к. это мероприятие проводилось один раз в четыре года. Походы по толстым коврам высоких кабинетов развлекли всех, но видимых плодов не дали.
В это же самое время в Москве другим яхтсменам повезло больше: начала складываться цепочка, в конце которой вырисовывалась яхта под красным флагом на старте WRTWR 89/90. Так или иначе, но в Кубке Черного моря 1988 года на потийской яхте «Колхида» (Конрад 54) был преимущественно московский экипаж кандидатов в гонщики-кругосветчики. Знали об этом только немногие, посвященные в страшную тайну. Из немосквичей на «Колхиде» был и киевлянин Алексей Грищенко, впервые за последние годы наблюдая за своей «Гонтой» со стороны. Кубок Черного моря того года был, как лебединая песня: Одесса - Сочи - Ялта. На ялтинской набережной Алексей признался двум своим близким товарищам с одесского «Алмаза» и киевской «Гонты», что московский контингент кандидатов в кругосветку неуверенно чувствует себя в море, а впереди – океан. Вывод следовал один: Грищенко, как человек, призванный возглавить строительство яхты, может повлиять на ситуацию, чтобы на этой яхте в гонку пошли более-менее опытные яхтсмены, насколько это возможно. Разговор означал, что двое доверенных становятся участниками процесса. Делу сильно помогло то, что в Москве был человек, мечтавший стать руководителем этого проекта. Именно он и сделал ставку на строительство яхты как главное, а не вспомогательное мероприятие в общем потоке дел. И не ошибся. Занявшись курированием проекта яхты и подготовкой строительной площадки, ему удалось постепенно отсечь всех «лишних» людей и заменить их своими. Так к  моменту начала строительства яхты в Поти там появилась группа яхтсменов из Киева и Одессы. Киевлян набрал Алексей Грищенко – яхтенный капитан и главный строитель яхты, а одесситов Анатолий Верба – легендарный яхтенный капитан, привлеченный в проект по рекомендации Алексея. Правда, одесситов, всех как один выпускников мореходки (яхта «Алмаз»), оказалось раза в три больше, чем оговаривалось квотой. Остальные несколько ребят были кто откуда, чаще всего случайно узнавшие и приехавшие поучаствовать с целью поплыть.
Строительство яхты силами будущего экипажа начали в ноябре 1988 года, т.е. за 10 месяцев до старта. В это время многие яхты, заявленные на участие в WRTWR 89/90, были уже на ходу и активно тренировались в океанских переходах.
 Так случилось, что государственные структуры Советского Союза оказались не готовы принять к реализации данный проект, поэтому папой-мамой всей эпопеи стало СП «Фазис». Это было советско-германское совместное предприятие не совсем понятного направления, но с приличным офисом в «хаммеровском» биснес-центре на Красной Пресне. Советская сторона представлялась симпатичными грузинами из Москвы и Поти. Скорее всего, именно грузинская способность найти деньги и красиво их потратить дала необходимый стартовый импульс этой безумной затее.
В результате темных внутренних интриг в собственном проекте без дела остался неоднократный участник WRTWR американец чешского происхождения Скип Новак. Администрация «Фазис», узнав об этом, быстро договорилась с ним о сотрудничестве. Этот ход тоже можно считать одним из решающих.

Скип Новак

Три кита и три богатыря проекта: Скип Новак (Чикаго), Алексей Грищенко (Киев), Влад Мурников (Москва). Не будь любого из них – все легко могло бы рухнуть.


Гостеприимная Грузия создала в Поти все условия, чтобы экипаж строил яхту быстро и хорошо. Скип Новак дал понять, что, несмотря на то, что людей в полтора раза больше, чем мест в экипаже, он выйдет в море только с двумя-тремя своими испытанными помощниками. С другой стороны, тренер-администратор команды проговорился, что строить яхты и гоняться на них – «две большие разницы», поэтому в экипаж готовится костяк советской олимпийской сборной по парусу. Небольшая, но показательная забастовка яхтостроителей расставила все на свои места: «кто строит – тот и плывет». Кроме того, администрацию принудили определиться с капитаном. Это был важный момент для кандидатов в экипаж: ближе к капитану – больше шансов.

Предполагалось, что капитаном назначат Анатолия Вербу – профессионального моряка и очень авторитетного яхтсмена, феноменально результативного в парусных гонках. Но администрацию настораживали некоторые детали характера претендента – независимость, энергичность, резкость, непредсказуемость. Он не считал нужным скрывать, что полномочия капитана ему нужны для немедленного наведения своего порядка.

Анатолий Верба

Алексей Грищенко никогда не видел себя в роли капитана этой яхты и сам предлагал разные кандидатуры. Но администрации понравился основательный и покладистый киевлянин, который с упорством бульдозера решал яхтостроительные проблемы и был, что называется душой коллектива. Поэтому на Алексея стали «давить сверху», предлагая дать согласие на капитанство. «Снизу», проживая в одной с Алексеем комнате общежития, на это его подначивали двое киевлян, которым Верба уже посоветовал собирать чемоданы. Одним словом, Грищенко, как человек обязательный и ответственный, вынужден был дать согласие на провозглашение себя. К безмерному сожалению, это решение имело фатально трагические последствия с летальным исходом. Ему не нужно было соглашаться. Но тогда об этом еще никто не знал.
Верба неплохо выдержал удар неназначения, заявив, что он здесь для подготовки собственного проекта участия в WRTWR 93/94. Половина одесской фракции, поняв, что «не светит», быстро выехала в родной город. В лагере киевлян праздновали победу и уверяли Грищенко, что все будет хорошо.
              
Но время бежало все быстрей и становилось окончательно ясно, что построить яхту, перегнать ее в Англию, подготовиться вообще – уже нереально. Тогда был задуман и реализован сильный ход: корпус яхты вместе с экипажем на самолете «Руслан» был доставлен в Англию с целью продолжения процесса в непосредственной близости от места старта. Этому, безусловно, своим опытом и связями способствовал Скип Новак. Потом Скип писал, что поверил в невозможное, когда в цеху познакомился с парнями, которые строили яхту: почему-то там он понял, что «они смогут, что все у них получится, если им помочь».

Корпус яхты и Навигатор в последние дни на заводе

Спонсорство компании «Пепси-Кола» в период подготовки и первого этапа гонок было организовано Деннисом Коннором после визита в Поти в декабре 1988 года. Там был даже выход в зимнее море на «Цетусе» с брочингом под спинакером (извинение перед не знакомыми с парусной терминологией). Компания «Пепси-Кола», выполнив обязательства, просто не продлила спонсорский договор на все мероприятие, ограничившись стартом. Решения принимались в Америке, где не нашлось денег для своих яхт, желающих принять участие в гонках. Поэтому неофициально поговаривали, что на «Пепси-Колу» было оказано давление с целью прекратить помощь советской яхте, как непатриотичное действие. Со стороны это выглядело перерубанием буксирного каната, создало много проблем на первом финише,  да и впоследствии так же. Но администрации удавалось сводить «концы с концами» и особых неудобств экипаж не ощущал.

        Первый (неофициальный) спуск на воду – проверка на герметичность корпуса.

                 
                                                   Официальный спуск на воду.

То, что называется заработком, складывалось из карманно-суточных, которые полагались только во время пребывания на берегу (дополнительный стимул быстрее финишировать). Советскому спортсмену причиталось 25 долларов США в день, яхтсменам Fazisi выдавали по 10-16. Если на берегу и бывали голодные часы, то просто потому, что не хотелось тратить личные деньги, т.к. в любом случае кто-то из местных пригласит и хоть немного, но покормит. Каждый копил, как умел, поэтому по прилету в Шереметьево один декларировал 430, другой - 3200. 

Выгрузка корпуса яхты в аэропорту Хитроу

По каждому вышеизложенному абзацу можно было бы написать не только отдельную статью – книгу, но формат повествования не позволяет задерживаться на деталях, поэтому – вперед, вперед. «За кадром» остались такие фрагменты, как:
-             история проектирования необычной яхты, концепция которой («виндсерфер, только очень большой») была сформулирована человеком, не имевшим даже сомнительного морального права это делать, а документацию творил студенческий кооператив ЛКИ; яхту строили по калькам, которые неоднократно сдвигались при копировании чертежей, что периодически приводило к казусам;
-             действительно интересные ребята, которые приехали строить яхту по слухам; понятно, что у них практически не было надежды попасть в экипаж (ни один из них в гонку не пошел), но они честно работали и жили одной жизнью с приглашенными кандидатами;
-             самоотверженность чудесного человека и замечательного режиссера – Коли Малецкого, который делал (и сделал!) фильм, при том, что его почти не выпускали за границу, не говоря об отсутствии возможности съемок на борту;
-             обучение Скипа есть сало, и размешивать чай штангенциркулем;
-             задушевная грузинская атмосфера, в которой строилась яхта;
-             два торжественных спуска яхты на воду, оба с б(п)итьем шампанского;
-             эпопея перегрузки яхты с плавкрана на «Руслан» в аэропорту Сухуми;
-             растаможка в Англии контейнера с продуктами;
-             50 фунтов призовых от женского экипажа британской яхты “Maiden” той красавице, которая первой познакомится с каким-нибудь «рашеном» ну,.. максимально близко (победительнице на первом же party помог наш плейбой);
-             многое-многое другое. Странно, но факт, что по этой теме издана только книга Скипа Новака и несколько очерков. Тогда как даже описание  российского неучастия макси-яхты «Петр Первый» в WRTWR 93/94 можно прочитать в довольно объемной книге.
Последние ремарки пред стартом. За несколько дней до стартового выстрела яхта была представлена на обмер. И не уложилась в положенные 70 фт. Это означало конец всему для всех, но только не для наших бойцов. Проблему могла решить замена киля на более тяжелый. По поводу ответственности Влада Мурникова за произошедшее, Скип Новак заметил: “Although we hadn't discussed it much, we both knew that the keel change, for whatever reason, was his responsibility, and had cost the project well over £50,000 (if you consider the price of the original keel as a throw-away), a sum that Fazis could ill afford.” Вопросы?
Для главной британской макси Rothmans в свое время были сделаны три немного разных киля. Лучший из них стоял на яхте, а два других чуть ли не валялись на свалке, где их и нашел экипаж Fazisi. Договор с «ротманами», замена киля, переобмер – зачет (69,99 фт): за сутки до старта яхта под красным флагом становится в строй.  Фу, блин,…твою мать!
Теперь можно целый день тренироваться в море, закупать продукты и все необходимое, собирать вещи тем, кто попал в первый список. Если кто-то думает, что это нереально – он опять ошибается.


                                         (продолжение следует)

7 комментариев:

  1. Чрезвычайно интересно и захватывающе! С нетерпением жду продолжения!

    ОтветитьУдалить
  2. Интерсное начало!!! Ждём следующую главу.

    ОтветитьУдалить
  3. По этой теме оказывается есть и книжка Влада Мурникова. Но издана она на английском в США. Может кто читал? Поделитесь.

    ОтветитьУдалить
  4. Вот его статья на эту тему в журнале Yachting №2 за 2009 год
    www.yachting.su/article/2449

    ОтветитьУдалить
  5. Вот эта книига
    mxspeeddream.myshopify.com/products/race-to-freedom-by-vlad-murnikov-also-available-as-an-ebook

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемый Артем, не терпится узнать продолжение истории.

    ОтветитьУдалить