понедельник, 11 июня 2012 г.

Третий этап.Фримантл – Окленд.3434 мили


 23 декабря 1989 года.
                                              В скромной неизвестности остался тот, кто назначил старт третьего этапа за два дня до Рождества. Таким образом, и этот день, и Новый год экипажам предстояло встретить в море.
День был дождливый с порывистым западным ветром, который разогнал приличную волну в Индийском океане. Первой ушла со старта Merit, немного опередив Steinlager 2 и Fisher&Paykel.   Rothmans отставала от них совсем чуть-чуть. Ветер быстро усилился до 35-ти узлов, подгоняя яхты в их полете на юг. Гонка возобновилась на относительно коротком этапе до Окленда. Скорости были высокими и соревнование бескомпромиссным. Merit сохраняла лидерство около суток, но когда ветер задул полнее, кечи вышли вперед. Но так же не надолго. Снова напомнили о себе легкие лодки – лидером стала Charles Jourdan, оторвавшись от киви на девять миль. За день до этого Fortuna догнала и эффектно обошла «саму» Steinlager 2. Но лидерство Charles Jourdan медленно сходило на нет, они уже увидели Fisher&Paykel, которая вела за собой Steinlager 2. Fisher&Paykel возглавила флот при огибании Тасмании и сохраняла лидерство в Тасмановом море.
К большому  удовлетворению Скипа на борту Fazisi был ее дизайнер и менеджер – Влад Мурников. Теперь он своими глазами мог увидеть весь процесс гонок и даже поучаствовать в парусных маневрах. Новый кок - Рами, с трудом удерживая себя в нормальном положении на камбузе, признался, что для рижского официанта это не самая лучшая обстановка, чтобы изучать основы кулинарии. Да, он был очень скромным и тактичным малым. Да, он немного лукавил и кокетничал, слегка педалируя свою растерянность от возложенных на него обязанностей кормить стаю голодных морских волков, но и у них хватало ума не напоминать Рамику, что он здесь только благодаря своему согласию работать на камбузе. И, как бы он ни старался показать свое изумление от якобы неожиданной миссии, - все было решено и договорено с ним задолго до того, как он увидел свой билет на самолет в Австралию. Но Рами был, действительно, интересной личностью. Родившись в старой потомственной семье латышских евреев, он вырос на яхте, - большом дубовом кече «Коралл», который построили сообща его многочисленные родственники.

Теперь эта яхта находилась в его распоряжении по наследству. В рижском музее стоял его автомобиль. Не жигулик, на котором он ездил каждый день, а настоящий «Амилькар», участвовавший в ралли Монте-Карло году в 24-м. Эту машину Рами нашел в деревне на огороде, где в ней жили гуси, и отреставрировал до ходового состояния. Одним из первых Рами приехал в Поти на строительство яхты по направлению Мурникова, которому его представил один спортивный журналист. Так, что не думайте. Давно ставшие хорошими приятелями, Рами и Навигатор прилетели в Австралию вместе, их койки на борту Fazisi оказались рядом и у них был даже общий на двоих огромный черный пластиковый мусорный мешок, в который они поочередно засовывали свои зеленые физиономии первые часы в бурном океане.
В свое время отъезд Навигатора из Союза притормозили по линии «первого отдела». Свежему дезертиру с атомных ракетных подводных лодок вообще светило быть лет пять невыездным, но в суматохе перестройки гласности Навигатору посчастливилось вырваться через восемь месяцев после увольнения в офицеры запаса. Скип, когда узнал, что часть ядерных боеголовок на ракетах атомохода были нацелены на его родной Чикаго, признал в Навигаторе конкурента по части черноты и циничности юмора. («I was astute enough to recognize a wryness in him that would make my own cynical sense of humor pale in comparison»).
Это Рождество запомнилось сообщением Би-Би-Си, что румынский диктатор Чаушеску был арестован и казнен.
The Card сделала невероятно грубую тактическую ошибку, уйдя слишком далеко на юг в начале этапа, но 29 декабря она за счет преимущества в скорости обошла Fazisi на глаза удивленного, но не сильно огорченного экипажа, который «слонялся по палубе, как на черноморском пляже».  Скип уже давно научился не реагировать на такие события: он увлекся обнаруженными на борту журналами Playboy и Penthouse. Но Марку явно недоставало чувства юмора:
'Я думал, что японцы были плохими яхтсменами (он как-то плавал с  ними). Но, по крайней мере, они понимали это и очень хотели научиться. А эти парни уверены, что они и так хороши!'
31 декабря погода наладилась настолько, что Навигатор Fazisi расстелил на корме ненужную уже карту, на обратной стороне которой планировалось нарисовать что-то типа привычной «Новогодней газеты».  В недолгих муках творчества на листе появился старик, одновременно похожий и на Деда Мороза, и на Нептуна. В одной руке он держал мешок с надписью «Fresh Wind», струя этого ветра со свистом вырывалась из крана в нижней части мешка и наполняла паруса Fazisi, несущейся по волнам. Другой рукой дедушка поддерживал контур Новой Зеландии, облепленный силуэтами русалок (точнее – голых баб). Картину венчал лозунг «С Хэппим Нью Ером!!!». Скип попросил пояснить смысл надписи, повосхищался и сказал, что этот плакат будет продан на аукционе в Новой Зеландии за хорошие деньги, которые пойдут в фонд Fazisi. Так оно и случилось.
Канун Нового Года стал дурным сном для лидеров. Грозовые ливни, хаотично меняющийся ветер, - все нервировало экипажи четырех яхт, находящихся в пределах всего 15-ти миль: Steinlager 2 сразу по корме за Fisher&Paykel, через четыре мили – Rothmans, а Merit отставала еще на 11 миль. В таком порядке лидирующая группа подходила к мысу Реигна – поворотной точке Северного острова Новой Зеландии.
Есть кое-что, незаменимо ценное, даже и в позиции замыкающего. Это особенно верно для встречи Нового года в море, когда можно расслабиться в  атмосфере, недопустимой для лидеров. Большинство парней Fazisi были озабочены только наступающим праздником и ужином, поскольку кулинария Рами оказалась намного лучше, чем даже можно было себе вообразить. Когда новозеландский репортер спросил Гранта Далтона, как собираются отметить на Fisher&Paykel последний день года, шкипер коротко ответил: «Никак. Отпразднуем в Окленде!», подразумевая и свою победу, и «…к черту с вашим Новым годом!».
Тем временем, в штаб гонки поступил доклад от шкипера Charles Jourdan о том, что лодка серьезно повреждена в результате столкновения с китом. Правый борт получил трехметровую трещину в районе палубы, которую экипаж затыкал, чем мог. Если бы отверстие, причиненное ударом хвоста оказалось под водой, яхта несомненно бы затонула.

                                                           Китовая отметина
У мыса Реигна, опережая преследователей на три мили, первой была уже Steinlager 2, на которой Блейк был вынужден отменить систему вахт. Он понял - чтобы удержать Fisher&Paykel по корме, потребуются постоянные усилия всех членов команды. Никогда еще в столь серьезных гонках к Окленду не подходили две новозеландских яхты, поэтому каждый экипаж киви с особым желанием стремился финишировать первым. Сама процедура приветствия финишировавшей яхты у причала гоночного комитета занимает минут 30, не меньше. Поэтому, если две яхты финишировали почти одновременно, вторая должна стоять и наблюдать торжественную встречу, ожидая, когда освободиться место у причала и все повторится еще раз, но уже для них. Мелочь, но слегка неприятная. С этой точки зрения, лучше уж приходить через пару часов, чем через пару минут. Ночью на Fisher&Paykel пытались идти с выключенными ходовыми огнями, но радио-запрос от Steinlager 2 напомнил, что так делать нехорошо. Утром Fisher&Paykel была позади лидера, но всего в ста метрах, что не могло считаться решающим преимуществом за 40 миль до финиша.

Это еще не брочинг
Лодки зрителей уже начали собираться вокруг яхты Блейка, но он, стоя за штурвалом, не отрывал взгляда от штормового неба над Оклендом. Навигатору Майку Квилтеру было приказано прослушивать радио-эфир в ожидании любой информации о погоде впереди по курсу. Квилтер вскоре сообщил, что в районе Титиранги говорят о прохождении шквала. Блейк тут же приказал поменять геную на малую и приготовиться убрать спинакер и бизань-стаксель. Эти паруса были убраны за минуту до удара шквала со скоростью ветра более сорока узлов. Как можно догадаться, Fisher&Paykel, увлеченная гонкой, в этот момент несла все паруса, что ей сильно помешало. Отставание в одну милю Далтон уже не успевал отыграть.
Шесть минут и четыре секунды разделили на финише два кеча киви, час спустя финишировала Merit, еще через десять минут - Rothmans.
На Fazisi настроение было отличным – она приближалась в финишу в конце дня, сохраняя лидерство перед ближайшим преследователем – итальянской Gatorade. Новозеландская радиостанция разогревала публику, периодически связываясь с яхтой для прямого репортажа:
Any messages for the people of New Zealand?
- THE RUSSIANS ARE COMING!!! – хором орали Юджин и Слон в микрофон.
И все равно команда Fazisi не могла поверить глазам, увидев на причале несколько тысяч встречающих новозеландцев, да еще в довольно поздний час. Это было ошеломляюще грандиозное зрелище. После официальной церемонии яхту заполнила толпа новых друзей. На палубе было столько людей, сколько смогло на ней поместиться, довольно плотно стоя друг к другу, около двухсот. Сквозь эту толпу с трудом протискивались официанты с шампанским и мидиями, а под палубой случайные знакомства уже переходили в бурные мимолетные романы. В  автобусе, который повез экипаж в отель, ехали всего три человека – Рами, Куля и Навигатор. Остальные решили остаться гулять «до утра». 
Тринадцать лодок подошли к причалу в течение суток, включая безмачтовую UBF, прихромавшую под аварийным парусным вооружением. Спустя два с половиной дня после лидеров, Maiden пересекла финишную линию, побеждая в классе D, - второй сенсационный триумф для Трейси Эдвардс и ее команды. Через несколько дней она была удостоена титула «Яхтсмен года» в Великобритании. Еще через несколько дней «Яхтсменом года» в Новой Зеландии был объявлен Питер Блейк.

Путь Fazisi на третьем этапе. Средняя скорость 10,8 узла


Огни ночного Окленда


1 комментарий: