вторник, 10 июля 2012 г.

Новая Зеландия: «Задуем ветер в их паруса!»


   Январь 1990 года, Окленд (НЗ), промежуточный финиш кругосветных гонок парусных яхт с полным экипажем WRTWR 89/90. Это была Новая Зеландия, где на каждых двух жителей приходится один автомобиль, одна яхта и шесть овец. Маленькая страна снарядила в кругосветные гонки два великолепных кеча, неизменно лидировавших во флоте, и призыв помочь русским был воспринят с энтузиазмом. Именно атмосфера материнской заботы о советской яхте и ее экипаже стала символом пребывания Fazisi в этой, без преувеличения, прекрасной стране.
Радиостанция “89FM” стала мозговым центром и штабом кампании по подготовке Fazisi к продолжению гонки. Под обязательство оплаты «в последний день» был предоставлен отель для экипажа, автотранспорт, питание, ремонт яхты. По сути, Fazisi стала лодкой народной поддержки. Хозяйкой ресторана, где экипаж обедал, была пожилая дама, приветливо встречавшая ребят каждый день. Ей не мешала даже сломанная нога и костыли. А ногу она сломала, упав между причалом и бортом Fazisi под давлением толпы во время процедуры приветствия финишировавшей яхты. Неофициально команда яхты находилась под опекой нескольких эмигрантов из Киева и Одессы.
В эфире радиостанции постоянно звучали рассказы о Fazisi и призывы оказать посильную помощь в продолжении гонки. На причалах, где стояли яхты, было организовано множество точек по сбору средств. Это и продажа сувениров, эмблем, значков, и лотерейных билетов с главным призом BMW. Самой большой популярностью пользовались футболки с надписью ,The Russians are coming!' На огромном баннере за 2 доллара можно было написать пожелания Fazisi и ее экипажу, еще за 2 доллара измерить кровяное давление и т.д. Почти во всех барах города были установлены коробки, куда собиралась сдача в фонд Fazisi. Билет на показ мод с участием советской команды, стоил уже 100 долларов и там собрались, как говорили, «сливки» Окленда. Все даже трудно припомнить.
В качестве наиболее яркого проявления возможностей по сбору денег, можно привести такое мероприятие. Команде предлагают двухдневную автобусную экскурсию в Залив Островов. Утром все садятся в приличный большой автобус и через пару часов петляния по горным серпантинам над океаном автобус останавливается возле придорожного ресторанчика рядом с другими туристическими автобусами.  Команда в своих замечательных красных костюмах выходит подышать воздухом. Организатор-новозеландец с большой коробкой пробегает через группы туристов,  периодически показывая рукой в сторону команды и, очевидно, рассказывая грустную сагу о бедных русских парнях… Парни, поглядывая на ресторанчик, вспоминают, что неплохо было бы подкрепиться. Ап! Коробка возвращается к автобусу уже с деньгами, чтобы обеспечить первый поход в заведение. Во второй половине дня автобус прибывает на место. «Размещение» – в бунгало на матрасах без простыней и подушек. Все – в ресторан, где вечером соберут гостей по поводу приезда русской команды. Там команда сидит за пустыми столами, готовая упасть в голодный обморок, но кормить будут только поздно вечером, когда все соберутся. На следующий день подсчитываются собранные вечером деньги и устраиваются две экскурсии – на теплоходе по заливу и на «подводной лодке» знакомство с миром глубин. На теплоходе пара сотен экскурсантов слушают по капитанской трансляции взволнованный рассказ Влада Мурникова о советских ребятах, которые хотят вернуться домой к своим мамам, для чего им нужно немножко денег. Экскурсанты обнаруживают рядом с собой парней в красном с надписями “USSR” и раскошеливаются прямо на месте. Когда в такой обстановке подошел мальчуган и протянул пятидолларовую банкноту, Навигатор спрятался за спину Игоря, который и вынужден был принять взнос. Потом в ответ на выражение сомнения в нормальности таких проявлений «альпийского нищенства», обиженный Мурников поставил Навигатора первым номером в черный список кандидатов на отъезд. Его даже не остановило заявление: «А ты меня Родиной не запугаешь!» Во второй половине дня – назад в Окленд. После расчета с автобусом, оставшиеся деньги пропиты вечером в мексиканском ресторане, где просматриваются связи организаторов поездки с владельцами ресторана. В задачке спрашивается: а что в этом плохого, собственно? Съездили на экскурсию по принципу самоокупаемости.

Неожиданный прилет сразу трех новых членов экипажа, ни один из которых не участвовал в строительстве яхты, означал отправку домой трех строителей-мореманов. А это, в свою очередь грозило «бунтом на корабле», т.к. кандидатом считался каждый, а только все вместе могли угрожать администрации скандалом, что срывало сбор средств. Администрация поняла, что недооценила ситуацию и началась трудная разъяснительно-успокоительная работа. Для начала были названы имена не трех, а всего двух жертв: Юра Дорошенко и Витя Камкин. Когда злобных осталось всего двое - нетронутые недоверчиво, но помягчели. Все-таки подозревали, что будет третий. Тем более, что добавили двух иностранных журналистов.
Роджер Воган  - яхтенный обозреватель американского журнала Life, майская статья в котором должна была добавить популярности и денег Fazisi во время пребывания в США. На обложку этого номера журнала Life Роджер пропихнул фотографию своего нового дружбана - Навигатора с бутылкой шампанского на фоне мыса Горн. Сумка с этим журналом и другим пиаром «затерялась» в багажных лабиринтах аэропорта Шереметьево-2. Тьери Ранну – французский журналист, был «баковым матросом» в предыдущем Whitbread у Эрика Табарли на Cote dOr, приехал после участия в Дакаре на мотоцикле. Привез каждому члену экипажа подарки, чем слегка прикрыл краны потоков недовольства. Роджер сразу стал своим, Тьери до последнего дня дружно игнорировался всеми, включая иностранцев.
Как всегда, Влад Мурников считался ответственным за все: и за лодку, и за экипаж, и за сбор средств. Не без оснований он предполагался «начальником отдела кадров», т.е. главным инициатором и глашатаем имен в ротации экипажа. В то же самое время он подвергся нападению со стороны группы проектировщиков в Советском Союзе за вмешательство в конструкцию яхты Fazisi. В критическом письме редактору январского номера журнала Yachting World они написали, в частности:

«Мы пишем по поводу первоначального подводного профиля Fazisi с килем и рулем, которые были предусмотрены в соответствии с нашим проектом... Проблемы обмера по IOR были связаны, мы полагаем, с фактом, что владелец (СП ФАЗИС) не уделил должного внимания нашим расчетам и рекомендациям.... К сожалению, владелец не посчитал необходимым консультироваться с проектировщиками яхты, вместо этого принял во внимание мнение В. Мурникова, который не является специалистом в этой области, хотя он представляется за границей как проектировщик.... Мы полагаем, что сделанные изменения причинили эффект, подобный привязыванию двух или трех ведер за кормой, либо пары галош, прибитых к килю».

Письмо было подписано О.Ларионовым и А.Филипповым – Центр проблем яхтинга «МОБИЛЕ», Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт. На Влада навалилась куча проблем: упорная команда, участие в гонках на грани финансового краха, проект яхты, выставленный неудачным по причине его участия как проектировщика и радиостанция, захватившая контроль над финансами. Договорились, что Скипу заплатят в Америке, если будет такая возможность, т.е. он может остаться и за бесплатно.
Лодка была поднята и серьезно подремонтирована на берегу. Может быть, впервые готовность к старту была реальной и ощутимой. В последние дни пребывания в Новой Зеландии стало ясно, что удалось собрать около NZ$200,000 - достаточно, чтобы покрыть затраты и добраться до Уругвая. Но деньги собранные таким образом, должны быть потрачены и не могут вывозиться за пределы страны, поэтому они не решали всех проблем до финиша.
Администрация была довольна результатами - подобная кампания была невозможна в Уругвае и немыслима в США. От одного продавца лотерейных билетов стала известна история об американском туристе, который сказал: '…какого черта я должен поддерживать проклятых коммунистов?' Гигантского роста маори, услышав это, растолкал толпу и демонстративно купил всю пачку билетов. Этот случай подсказал, что в штатах с поиском денег будет не так просто.
Люди на причале, собравшиеся, чтобы проводить Fazisi, были не просто толпой – практически каждый из них пожертвовал этой команде 2-10 долларов. Одна симпатичная дама, стоящая с хот-догом в толпе провожающих, сформулировала главную идею, почему новозеландцы так любят свою страну: «Когда вы все сейчас уйдете, здесь снова будет так тихо и спокойно – разве это не прекрасно?»
Ну, и ладно! А команда отходящей от причала Fazisi собралась и хором проорала: «Thank you, NEW ZEALAND!!!». И это было совершенно искренне, от души. Это была правда.

                                   

Экипаж Fazisi в Новой Зеландии.
Стоят: Валера Алексеев, Джуки Цомая, Володя Кулиниченко, Сергей Станецкий, Женя Платон, Игорь Мироненко, Сергей Бородинов, Витя Погребнов.
Присели: Юра Дорошенко, Витя Камкин, Толик Верба, Сережа Акатьев, Рами Лейбович, Эдгар Терехин.
(Форма, подаренная спонсором, была неизменным поводом для шуток острословов).
 
 Вид на Окленд

Комментариев нет:

Отправить комментарий