В гостях у кенгуру
Второй этап WRTWR 1989 года стал самым разрушительным во всей истории Whitbread: два свирепых шторма, серьезные поломки на всех яхтах,
семь человек, побывавших за бортом и, наиболее печальное, - один человек погиб.
Безжалостная жестокость стихии, которая поставила
большинство лодок в чрезвычайные условия, заставила многих уважаемых шкиперов
подвергнуть сомнению разумность соревнований, когда в течение двух недель в
широтах 45-50°S яхты должны лететь на высоких скоростях
среди льдов, а ночью практически вслепую. Шкипер UBF Лудде Ингвалл признался,
что он убирал спинакер ночью в сильный ветер, «иначе было бы глупо». Для WRTWR 93/94 он предложил изменить маршрут, не позволяя яхтам
заходить далеко на юг. Это увеличит протяженность этапа, но оградит участников
от запредельного риска. Идея была реализована – в следующих гонках яхты должны
были оставить острова Принс-Эдуард по
правому борту, таким образом поход к Кергелену был практически исключен. Шкипер
Belmont Харри Харкимо, ветеран одиночных
кругосветок, в интервью телевидению сказал то же самое, и добавил: «Большинство парней, которые однажды прошли
один Whitbread, снова стремятся вернуться
в Южный океан. Это бессмысленно – одного раза вполне достаточно».
Снова Steinlager 2 пришла к финишу первой
– на последних милях она обошла ближайших конкурентов - Rothmans, Merit и Fisher&Paykel. Ненамного, но
убедительно. Fortuna
сделала самый длинный суточный переход - 405 миль , и эти
агрессивные гонки стоили одному человеку сломанной руки. Барышни на Maiden удивили всех (особенно своих критиков в Великобритании),
не просто дойдя до финиша целее многих, но и победив в своем классе. Пять лодок
сломали грота-гики, повреждения парусов были у всех, и почти каждая яхта имела
истории на грани гибели.
Прибытие Fazisi во Фримантл через два дня после лидеров состоялось
ночью. На причале яхту встретили должностные лица гонки и собственная команда
береговой поддержки. На каждом финише на борт прибывшей яхты оргкомитет
передавал бутылку шампанского, которая распылялась на месте, и бутылку джина Beefeater, а каждый член экипажа получал по блоку баночного пива Whitbread. Во Фримантле многое напоминало о том, что в 1987 году
здесь проходили гонки на Кубок Америки, но без участия австралийской яхты в
данном кругосветном вояже было ясно, что особого ажиотажа не предвидится и
австралийская остановка в пути будет небольшой помощью в сборе средств на
продолжение гонки. Если это не имело особого значения для других синдикатов, то
могло привести к самым серьезным поворотам событий в проекте Fazisi – денег, можно сказать, не
было.
На следующий
день стало понятно, что лидеры не расслабляются даже на финишах: Merit уже сняла мачту и стояла
на берегу, Rothmans поднималась, команда Fisher&Paykel бодро разобрала и
чистила лебедки, готовясь к следующему этапу. Скип попытался уговорить команду
сделать генеральную приборку на яхте – вынести все паруса и промыть трюма, «что
было встречено с чем-то меньшим, чем энтузиазм».
- Я думаю, теперь у нас будет небольшой отпуск,
- Игорь ясно дал понять, что другие предложения могут быть опасными для
здоровья инициатора. По сути, в этом был смысл, так как экипаж не имел никакого
нормального отдыха уже более года. Сломанный грота-гик был сдан на ремонт в Sparcraft, все паруса вымыты и высушены на зеленых лужайках
близлежащей школы и сданы в ремонт на North Sails. Юджин с Навигатором быстро освоили езду по левой
стороне дороги на Nissan Bluebird и микроавтобусе Toyota, и экипаж старался разумно распределять время между
приятным и полезным. Только один Эдгар попросил высадить его из микроавтобуса,
когда узнал, что компания едет на нудистский пляж. Прилетевшие из Москвы
обалдели от жары и слепящего солнца. Улетающие в Москву паковали вещи (осталось
загадкой, что мог вывозить в огромной коробке от холодильника будущий
герой-одиночник, притом, что коробок меньшего размера у него было тоже
достаточно). Берег океана за пределами порта – бескрайний пляж в обе стороны от
города. В морском музее выставлена небольшая яхта, на которой местный чудак
установил не превзойденный до сих пор рекорд – три(!!!) безостановочных оборота
вокруг земного шара под парусами в одиночку. Кстати, не слышно даже о попытках
повторить этот прикол яхтсмена, про которого во Фримантле говорят, что «он
всегда был немного того…». (Кого задело – подробности можно найти в старых
номерах журнала «Катера и яхты» 80-х годов). В пригороде – тенистые зеленые
парки, оборудованные для пикников и знакомства с кенгуру. Релакс, одним словом.
Если Фримантл можно считать тихим скромным провинциальным городком, то
близлежащий Перт – столица Западной Австралии со всеми атрибутами огромного
города. Австралия, безусловно, стоит того, чтобы там побывать хотя бы раз.
Администрация
не расслаблялась и мужественно приступила к сбору средств. В радио- и телевизионной информации о советской яхте,
кроме достижений, упоминалась и дефицитность бюджета. Призывы к милосердию стали
приносить первые результаты: Rotary Club пожертвовал сумму денег, оплатив обеды в
ресторане марины и запас продуктов на следующий этап. Судоходная компания
оплатила подъем лодки на берег, некоторые рестораны и бары пригласили команду в
гости. Но реальная уверенность в продолжении дела исходила из «маленькой» Новой
Зеландии, которая снарядила в кругосветные гонки два великолепных кеча и
оказалась готова стать кормящей мамой для обделенного судьбой советского
экипажа. Оклендская радиостанция 89 FM получила права на проведение кампании
сбора денег в фонд Fazisi, предполагалось собрать более 150 000 $ NZ. Уже в Австралии были достигнуты принципиальные
договоренности по пребыванию в Новой Зеландии: бесплатный подъем и ремонт яхты
на берегу, автотранспорт от местного агента Lada (родные, но праворульные «Нивы»), размещение, питание.
Были случаи, когда новозеландцы просто звонили и спрашивали, чем они могут
помочь. Продавались билеты лотереи, первым призом которой был BMW, вторым – два билета на промежуточный финиш в США. Среди
призов была продукция, пожертвованная фирмой Fisher&Paykel. Практически были уже организованы такие мероприятия по
сбору средств, как обеды, аукционы, участие команды в показе мод. Под лозунгом
«Задуем ветер в их паруса!» поддержать советскую яхту предложили
соотечественникам премьер-министр Новой Зеландии Джефри Палмер, рулевой Кубка
Америки Крис Диксон, радиозвезда Лэрри Китинг и даже шкипер Fisher&Paykel Грант Дальтон - все они
выходили в эфир, призывая «помочь русским парням вернуться домой». Это была
хорошо организованная кампания, выгодная и для Fazisi, и для Радио 89 FM, и для многих новозеландцев, которые смогли на этом
подзаработать.
Почти
немедленно деньги потекли в фонд Fazisi, главным образом в маленьких пожертвованиях. Но они несли
в себе заряд искренней доброты. Например, один взнос в размере 10$ поступил от
пенсионера по старости с припиской: «У меня остались наилучшие воспоминания о
русских, которых я встречал во время войны. Удачи им!».
Три недели
быстро пролетели, и пришла пора собираться в путь. Новый грот получили вечером
накануне старта и с утра начали вооружать его на яхте. Новый парус, особенно
грот, никогда не становится нормально с первого раза. Тем более, в условиях
предстартовой суматохи после почти месячной расслабухи. Новый член экипажа,
молодой, но с опытом WRTWR и Кубка Америки новозеландец Марк, c ужасом наблюдал возню и мат-перемат команды. Скип,
беспечно стоя у штурвала, делал вид, что это нормально, когда пятиминутную
работу не удается сделать за полчаса.
- Марк, я знаю: ты
хочешь сказать, что не туда попал. Но я не мог тебе рассказать всего – иначе ты
бы не согласился, а теперь можешь увидеть, как ты мне нужен. И вообще, если
выживешь – в Окленде будешь героем! – Скип начинал входить в образ
миссионера-великомученника.
Фримантл
Фримантл оказался самым подходящим местом для залечивания ран, нанесенных
суровым Южным океаном. Большинство лодок отремонтировались на берегу, экипажи
отдохнули в городе и на пляжах, подготовившись к спринту
в Окленд, символическому «перевалу» - середине
пути гонки, где яхтсменов традиционно ожидает, без преувеличения, феноменальный
прием.
Яхтенная
гавань Фримантла
Комментариев нет:
Отправить комментарий