четверг, 31 мая 2012 г.

Австралия. - Фазиси, продолжение


 В гостях у кенгуру

                                          Второй этап WRTWR 1989 года стал самым разрушительным во всей истории Whitbread: два свирепых шторма, серьезные поломки на всех яхтах, семь человек, побывавших за бортом и, наиболее печальное, - один человек погиб.
Безжалостная жестокость стихии, которая поставила большинство лодок в чрезвычайные условия, заставила многих уважаемых шкиперов подвергнуть сомнению разумность соревнований, когда в течение двух недель в широтах 45-50°S яхты должны лететь на высоких скоростях среди льдов, а ночью практически вслепую. Шкипер UBF Лудде Ингвалл признался, что он убирал спинакер ночью в сильный ветер, «иначе было бы глупо». Для WRTWR 93/94 он предложил изменить маршрут, не позволяя яхтам заходить далеко на юг. Это увеличит протяженность этапа, но оградит участников от запредельного риска. Идея была реализована – в следующих гонках яхты должны были оставить острова Принс-Эдуард  по правому борту, таким образом поход к Кергелену был практически исключен. Шкипер Belmont Харри Харкимо, ветеран одиночных кругосветок, в интервью телевидению сказал то же самое, и добавил: «Большинство парней, которые однажды прошли один Whitbread, снова стремятся вернуться в Южный океан. Это бессмысленно – одного раза вполне достаточно».
Снова Steinlager 2 пришла к финишу первой – на последних милях она обошла ближайших конкурентов - Rothmans, Merit и Fisher&Paykel. Ненамного, но убедительно. Fortuna сделала самый длинный суточный переход - 405 миль, и эти агрессивные гонки стоили одному человеку сломанной руки. Барышни на Maiden удивили всех (особенно своих критиков в Великобритании), не просто дойдя до финиша целее многих, но и победив в своем классе. Пять лодок сломали грота-гики, повреждения парусов были у всех, и почти каждая яхта имела истории на грани гибели.
Прибытие Fazisi во Фримантл через два дня после лидеров состоялось ночью. На причале яхту встретили должностные лица гонки и собственная команда береговой поддержки. На каждом финише на борт прибывшей яхты оргкомитет передавал бутылку шампанского, которая распылялась на месте, и бутылку джина Beefeater, а каждый член экипажа получал по блоку баночного пива Whitbread. Во Фримантле многое напоминало о том, что в 1987 году здесь проходили гонки на Кубок Америки, но без участия австралийской яхты в данном кругосветном вояже было ясно, что особого ажиотажа не предвидится и австралийская остановка в пути будет небольшой помощью в сборе средств на продолжение гонки. Если это не имело особого значения для других синдикатов, то могло привести к самым серьезным поворотам событий в проекте Fazisiденег, можно сказать, не было.
На следующий день стало понятно, что лидеры не расслабляются даже на финишах: Merit уже сняла мачту и стояла на берегу, Rothmans поднималась, команда Fisher&Paykel бодро разобрала и чистила лебедки, готовясь к следующему этапу. Скип попытался уговорить команду сделать генеральную приборку на яхте – вынести все паруса и промыть трюма, «что было встречено с чем-то меньшим, чем энтузиазм».
- Я думаю, теперь у нас будет небольшой отпуск, - Игорь ясно дал понять, что другие предложения могут быть опасными для здоровья инициатора. По сути, в этом был смысл, так как экипаж не имел никакого нормального отдыха уже более года. Сломанный грота-гик был сдан на ремонт в Sparcraft, все паруса вымыты и высушены на зеленых лужайках близлежащей школы и сданы в ремонт на North Sails. Юджин с Навигатором быстро освоили езду по левой стороне дороги на Nissan Bluebird и микроавтобусе Toyota, и экипаж старался разумно распределять время между приятным и полезным. Только один Эдгар попросил высадить его из микроавтобуса, когда узнал, что компания едет на нудистский пляж. Прилетевшие из Москвы обалдели от жары и слепящего солнца. Улетающие в Москву паковали вещи (осталось загадкой, что мог вывозить в огромной коробке от холодильника будущий герой-одиночник, притом, что коробок меньшего размера у него было тоже достаточно). Берег океана за пределами порта – бескрайний пляж в обе стороны от города. В морском музее выставлена небольшая яхта, на которой местный чудак установил не превзойденный до сих пор рекорд – три(!!!) безостановочных оборота вокруг земного шара под парусами в одиночку. Кстати, не слышно даже о попытках повторить этот прикол яхтсмена, про которого во Фримантле говорят, что «он всегда был немного того…». (Кого задело – подробности можно найти в старых номерах журнала «Катера и яхты» 80-х годов). В пригороде – тенистые зеленые парки, оборудованные для пикников и знакомства с кенгуру. Релакс, одним словом. Если Фримантл можно считать тихим скромным провинциальным городком, то близлежащий Перт – столица Западной Австралии со всеми атрибутами огромного города. Австралия, безусловно, стоит того, чтобы там побывать хотя бы раз.
Администрация не расслаблялась и мужественно приступила к сбору средств. В радио-  и телевизионной информации о советской яхте, кроме достижений, упоминалась и дефицитность бюджета. Призывы к милосердию стали приносить первые результаты: Rotary Club пожертвовал сумму денег, оплатив обеды в ресторане марины и запас продуктов на следующий этап. Судоходная компания оплатила подъем лодки на берег, некоторые рестораны и бары пригласили команду в гости. Но реальная уверенность в продолжении дела исходила из «маленькой» Новой Зеландии, которая снарядила в кругосветные гонки два великолепных кеча и оказалась готова стать кормящей мамой для обделенного судьбой советского экипажа. Оклендская радиостанция 89 FM получила права на проведение кампании сбора денег в фонд Fazisi, предполагалось собрать более 150 000 $ NZ. Уже в Австралии были достигнуты принципиальные договоренности по пребыванию в Новой Зеландии: бесплатный подъем и ремонт яхты на берегу, автотранспорт от местного агента Lada (родные, но праворульные «Нивы»), размещение, питание. Были случаи, когда новозеландцы просто звонили и спрашивали, чем они могут помочь. Продавались билеты лотереи, первым призом которой был BMW, вторым – два билета на промежуточный финиш в США. Среди призов была продукция, пожертвованная фирмой Fisher&Paykel. Практически были уже организованы такие мероприятия по сбору средств, как обеды, аукционы, участие команды в показе мод. Под лозунгом «Задуем ветер в их паруса!» поддержать советскую яхту предложили соотечественникам премьер-министр Новой Зеландии Джефри Палмер, рулевой Кубка Америки Крис Диксон, радиозвезда Лэрри Китинг и даже шкипер Fisher&Paykel Грант Дальтон - все они выходили в эфир, призывая «помочь русским парням вернуться домой». Это была хорошо организованная кампания, выгодная и для Fazisi, и для Радио 89 FM, и для многих новозеландцев, которые смогли на этом подзаработать.
Почти немедленно деньги потекли в фонд Fazisi, главным образом в маленьких пожертвованиях. Но они несли в себе заряд искренней доброты. Например, один взнос в размере 10$ поступил от пенсионера по старости с припиской: «У меня остались наилучшие воспоминания о русских, которых я встречал во время войны. Удачи им!».
Три недели быстро пролетели, и пришла пора собираться в путь. Новый грот получили вечером накануне старта и с утра начали вооружать его на яхте. Новый парус, особенно грот, никогда не становится нормально с первого раза. Тем более, в условиях предстартовой суматохи после почти месячной расслабухи. Новый член экипажа, молодой, но с опытом WRTWR и Кубка Америки новозеландец Марк, c ужасом наблюдал возню и мат-перемат команды. Скип, беспечно стоя у штурвала, делал вид, что это нормально, когда пятиминутную работу не удается сделать за полчаса.
- Марк, я знаю: ты хочешь сказать, что не туда попал. Но я не мог тебе рассказать всего – иначе ты бы не согласился, а теперь можешь увидеть, как ты мне нужен. И вообще, если выживешь – в Окленде будешь героем! – Скип начинал входить в образ миссионера-великомученника.
Фримантл

Фримантл оказался самым подходящим местом для залечивания ран, нанесенных суровым Южным океаном. Большинство лодок отремонтировались на берегу, экипажи отдохнули в городе и на пляжах, подготовившись к спринту в Окленд, символическому «перевалу» - середине пути гонки, где яхтсменов традиционно ожидает, без преувеличения, феноменальный прием.


Яхтенная гавань Фримантла



Комментариев нет:

Отправить комментарий