среда, 11 мая 2011 г.

Что таит в себе камбуз?

Мы ищем невероятное за тридевять земель, а оно у нас под боком; увлекаемся загадками параллельного мира, но не желаем замечать необычное в обычном. Когда вы будете отдыхать на парусном судне, пересекать океаны и совершать кругосветные путешествия, отвлекитесь от бескрайних просторов и загляните на камбуз - самое живое место на судне, наполненное аппетитными ароматами и всевозможными приспособлениями. Камбуз таит в себе кока, от таланта и выдумки которого во многом зависит успех плавания. Этот хитрый фокусник умудряется сохранить в целости и сохранности посуду, чайник с горячим кофе и способен накормить вас при самых неблагоприятных для этого условиях. Недаром на океанских гонках специальный приз получает именно кок последней финишировавшей яхты за то, что ему пришлось дольше всех готовить.


Первая яхта, с которой мне посчастливилось познакомиться, называлась «Энергия» и, надеюсь, так до сих пор и зовется. Это небольшая, юркая из белого пластика яхта - четвертонник. Именно с нее началось мое изучение парусного спорта. И первым заданием, а оно уж точно самое главное и всё определяющее, было спуститься в камбуз и приготовить чай с бутербродами. В то время как мои друзья поочередно хватали румпель и изучали возможные и невозможные повороты, я ухищрялась противостоять сильному крену и ловить на лету пролетающий мимо меня хлеб.

Прошло пять лет: мои друзья стали яхтенными капитанами и, стиснув зубы и сжав кулаки в пустых карманах, достучались  до своей мечты – купили старую деревянную яхту. Я же люблю к ним приходить летним теплым вечером и жарить в камбузе рыбу, заваривать чай и резать бутерброды. Так и осталось во мне любопытство: что же таит в себе камбуз, и как в столь сложных условиях люди умудряются не только приготовить еду, но и сохранить ее. Ведь одно дело порезать раз в жизни колбасу при сильной качке и совсем иное - каждый день, в длительных плаваньях, часто без возможности покупать свежие продукты, наполнять камбуз аппетитными (и не только) ароматами.

Говоря об особенностях организации камбуза немалую роль следует отвести небьющейся посуде, способной пережить сотни падений во время шторма и качки. Чаще всего яхтсмены используют обыкновенную пласмасовую посуду или походную из нержавеющей стали, но на старинной яхте «Арктика» мне повстречались настоящие корабельные чашки с ручкой на дне. Такую чашку не поставишь на столик, ее принцип - выпил залпом огненной воды, повесил на крюк и побежал дальше крутить лебедки и кренить горизонт. От подобных вещей веет пиратским духом, ароматом рома из пробитой бочки, и тебе кажется, что вот-вот поднимется ветер, зашелестит веселый роджер, хихикнет обезьяна боцмана и щелкнет подзорная труба капитана. 

Раз мы уже вспомнили добрые старые времена пиратов, будет неправильно не упомянуть о камбузе и о еде на кораблях того времени. Во времена географических открытий, величия парусного флота и кругосветных путешествий оборудование и запас провизии были сплошной головной болью. Уместить на корабле продовольствие, которое хватило бы на 100 человек на протяжении нескольких лет – достаточно сложная головоломка. Ни полиэтилена, ни пластиковых банок, в которых в наше время удачно перевозят продукты путешественники на яхтах, тогда не было. Основной едой того времени были галеты и солонина - продукты, сложные в хранении из-за моментального появления в них жучка. И чаще всего продукты портились, а число моряков неукротимо уменьшалось. Но даже в те тяжелые времена были люди, способные не только противостоять трудностям, но и разумно находить решения. 

Одним из этих героев был знаменитый капитан Джеймс Кук. Он  прославился не только своими тремя выдающимися путешествиями, но и тем, что за несколько лет плавания члены его команды несли самые незначительные потери от цинги, в то время как считалось удачей, если по возвращении домой экипаж корабля, путешествовавший в тропиках, насчитывал более 70% от первоначального состава команды. Главным оружием Кука в борьбе с цингой была квашеная капуста, фрукты и овощи. Известен случай, когда несколько матросов отказались от своей порции капусты, и капитан приказал их жестоко высечь. Но проблемы бывали не только с командой, но и с самим коком. Незадолго до очередного плавания оказалось, что у нанятого кока нет одной ноги. Кук приказал найти замену, но у следующего кока не оказалось руки, и пришлось вернуть первого. Еще одним курьезом и неординарным методом профилактики морских недугов была коза Уоллиса, дважды обошедшая вокруг света. Это отважное животное - почитаемый член экипажа и одновременно часть провизии - снабжало моряков свежим молоком.

Восхищаясь и снимая шляпу перед выдумкой и дисциплиной Джеймса Кука, современное общество в конце октября каждого года устраивает фестиваль именно капитанской кухни. Это один из примеров того, что кок конечно фокусник, но есть еще волшебник - капитан.
К счастью или к несчастью, это уж пусть решает каждый сам для себя, но времена Кука прошли, оставив за собой аромат заморских пряностей, гербарий диковинных растений и мечту первооткрывателя. Но камбуз не подчиняется коварной пучине истории, во все времена найдутся суровые романтики, которых нужно будет кормить.


В современной жизни яхтсменов, моряков и путешественников под парусами тоже есть свои особенности, связанные с камбузом. Традиция алкогольных веселящих напитков осталась неизменной. Мне как-то довелось попробовать самый популярный из напитков - адмиральский чай, в его состав входит бутылка коньяка и чай. После каждого глотка чая в чашку доливается коньяк и, когда бутылка пустая, а чашка полная - это и есть адмиральский чай!

Оставим алкоголь в стороне, давайте лучше закусим. А закусывают на судне чаще всего свежевыловленной рыбой, обжаренной на сковороде или приготовленной в душистой ухе. Нередки тут и блюда с мясом, и, как рассказывают пропитанные солью моряки, жарится и тушится всё, кроме дохлой крысы.

Камбуз – структура неустойчивая! Существует даже поговорка в кругах яхтсменов: "Если камбуз в хлам пошёл - значит рядом шквал прошёл". После бурного перехода, качки и непогоды матросы еще долго будут собирать пролитый на пол борщ, кофейную гущу и остатки съестного.

И если вы заинтересовались, если вам, как и мне по духу путешествия, гонимые ветром, с наполненными парусами и краснощеким бородатым капитаном, то поверьте, что все нужные вам знания не лежат за тридевять земель, не зарыты и не спрятаны в сундуке. У вас всегда есть возможность прикоснуться к этому душетрепещущему способу жизни, познакомиться с интересными людьми и поучаствовать в регатах. И уж поверьте, найдется много энтузиастов своего дело, которые с радостью вас обучат основам управления яхты, такелажным и палубным работам. И когда вы броситесь с жаром учиться вязать узлы и крутить лебедки, не забудьте заглянуть в камбуз. А после обеда, проходя мимо кока, поблагодарите его, ведь он делает обыденную радость, и посоветуйтесь с ним о приготовлении пищи на кораблях. Так как без этого вы можете не получить небольшой кусочек пирога, под названием познание!

И напоследок: приготовление пищи на яхте интересно и тем, что это практически всегда сугубо мужское занятие, а мужчины относятся к нему праздно и с юмором, хотя есть выражение одного хорошего яхтсмена: «К камбузу должна сажаться на цепь женщина, где ей и место!»


Яся Федотова, Школа ВыжиМания 

Комментариев нет:

Отправить комментарий