Главная задача этого текста - не агитация за мою школу, а попытка объективно посмотреть на положение дел в системе яхтенного образования на базе популярных систем. Еще 2-3 года назад обучением плаванию в международных водах занимались 5-6 школ, включая нашу, и ответ на вопрос "куда пойти?" сводился к элементарным позициям: удобно расположенный офис с учебным классом или привлекательное место проведения практики. Сейчас, на первый взгляд, выбор стал шире и разнообразнее, но количество, как известно, часто вредит качеству.
Сегодня человек, решивший получить сертификат на управление яхтой в международных водах, может столкнуться с рядом проблем при выборе школы. Дело в том, что в России официально зарегистрировано уже более 15 школ-партнеров IYT, плюс еще около десятка то ли школ, то ли «частных предпринимателей», которые объявляют себя школами, «присосавшимися» к каким-либо известным яхтенным брендам.
Это приводит к тому, что потенциальный ученик, особенно начинающий обучение с нулевого уровня (а это около 80%) с большой долей вероятности может сделать ошибку. Как решить эту сложную задачу, как, образно говоря, ДО покупки конфеты, развернуть фантик и если не попробовать, то хотя бы посмотреть на содержимое?
Сегодня человек, решивший получить сертификат на управление яхтой в международных водах, может столкнуться с рядом проблем при выборе школы. Дело в том, что в России официально зарегистрировано уже более 15 школ-партнеров IYT, плюс еще около десятка то ли школ, то ли «частных предпринимателей», которые объявляют себя школами, «присосавшимися» к каким-либо известным яхтенным брендам.
Это приводит к тому, что потенциальный ученик, особенно начинающий обучение с нулевого уровня (а это около 80%) с большой долей вероятности может сделать ошибку. Как решить эту сложную задачу, как, образно говоря, ДО покупки конфеты, развернуть фантик и если не попробовать, то хотя бы посмотреть на содержимое?
Зачастую, не разобравшись в деталях, человек выбирает школу по принципу «где дешевле» или где привлекательнее «обертка». Обещание легкости обучения, которое совмещается с отдыхом; сверхускоренные курсы, где за 7-10 дней из новичка якобы делают капитана; низкая цена, которая на деле или обрастает дополнительными платежами (о которых сообщается уже в процессе обучения), или «набиванием» на яхту по 8 человек вместо положенных пяти (по стандартам IYT) – все это лукавство и прямые нарушения норм. В результате такого выбора новичок остается без знаний и хорошо, если только деньгами и потраченным временем обойдется для него такой «опыт».
Что же нужно знать и на что ориентироваться при выборе школы? Давайте попробуем составить список критериев отбора.
ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
1. Язык обучения В мире существуют сотни школ и десятки различных ассоциаций, занимающихся обучением и разрабатывающих стандарты подготовки. При этом в России на сегодня «примелькались» два бренда: IYT и RYA. На самом деле, большой разницы в принципах обучения нет ни у кого, «изобретать велосипед» в этом узконаправленном сегменте сложно, да и бессмысленно. Однако, для обучающихся с нуля, на мой взгляд (при всем уважении к RYA), преподавание должно вестись на родном языке. Даже при приличном знании английского, трудно воспринимать много новой информации в условиях ограниченного времени. Усвоение материала требует двойных усилий: сначала ваш мозг занят переводом, а потом уже - восприятием. Я уже не говорю о том, что даже хороший словарный запас не поможет вам в ситуациях, когда инструктор будет оперировать привычными для него, но совершенно непонятными для вас терминами. Например, правый и левый борта яхты не обозначаются привычными словами «left» и «right», на самом деле вы услышите «port» и «starboard». И таких специфических определений предостаточно. RYA сегодня разрешает обучение только на английском, что, возможно, правильно для продвинутого обучения, но сомнительно для начального. Естественно, что в процессе обучения на русском языке, все равно необходимо освоить морскую английскую терминологию.
2. Теория и практика
Разумное совмещение этих двух компонентов обучения не подлежит сомнению. Учитывая, что основной контингент наших учеников это люди, впервые решившиеся стать капитанами, они должны получить некоторые первоначальные знания в классной аудитории, а потом уже приобретать практические навыки. Нельзя относиться к профессии моряка как к делу, которое можно освоить очень быстро и при этом стать хорошим специалистом, способным обеспечить безопасное плавание. Прежде чем встать на капитанский мостик, профессионалы 5 лет учатся в высших учебных заведениях и еще лет 15 продвигаются по служебной лестнице. Для яхтенного капитана-любителя этот путь сокращен многократно, и попытки уменьшить даже этот сверх-сжатый объем точно не пойдут на пользу, ведь море не разделяет людей по опыту, оно одинаково требовательно ко всем.
Сейчас встречаются предложения совместить курс теории и практики непосредственно на яхте в течение 7-10 дней. В частных, единичных случаях это возможно, но для людей, имеющих некоторый яхтенный опыт и знающих основы навигации и правил плавания. Для подготовки с нуля этот путь неприменим, более того – он нарушает правила IYT, но об этом – ниже..
3. Преподаватели и инструкторы
Далеко не каждый хороший футболист может стать тренером. Эта аксиома верна и в нашем случае. Преподавание – это отдельная профессия! Ни известный яхтсмен, ни мастер спорта или заслуженный тренер, ни бывший капитан не являются гарантированно хорошими преподавателями и инструкторами. Не факт, что эти специалисты легко сменят профиль и будут качественно учить вас судовождению.
Я не говорю, что такое невозможно, но утверждаю, что наличие таких людей не является критерием качества преподавания. Это не теоретические рассуждения, мои выводы основываются на собственном опыте преподавательской деятельности, которую я начал в 1979 году и занимаюсь этим до настоящего времени. За время существования школы у меня несколько раз был соблазн взять на работу человека с именем, но попытки «вписать» его в четкую схему обучения по разным причинам заканчивались неудачей. Понятно, что под имя достаточно легко набрать учеников, но образовательный бизнес – это не количественные показатели, а качественные!
При этом найти и подготовить хорошего инструктора – это только полдела, школа должна заботиться о профессиональном росте своих сотрудников. В последние годы яхтинг активно развивается и преподавателю необходимо быть в курсе всех событий, следить за новинками. Иначе, при наличии на яхте, например, современного навигационного комплекса, выпускник будет пользоваться исключительно «карманным» GPS, просто потому, что не сможет разобраться в новой технике. Базовые знания – это замечательно, но технический прогресс не стоит на месте и это необходимо учитывать. И встречающаяся в рекламе некоторых школ фраза «учим строго по программе IYT» - это скорее минус, чем плюс в современных реалиях.
Понятно, что начинать необходимо с азов: с работы на бумажной карте, компаса и т.д., но, ни в коем случае нельзя этим ограничиваться. Итак, мы подошли к следующей важной теме – программа обучения.
4. Теоретический курс
В каждой школе должна быть разработана программа на основе тех стандартов и требований, которые определяют качество и безопасность плавания. Базой для этих программ может быть английская или американская система обучения – это не принципиально. Но она обязательно должна быть адаптирована к нашим условиям, к нашему подходу к образованию, даже к российскому менталитету. Простое копирование программы ни к чему хорошему привести не может. Так, например, требования IYT по радиосвязи не учитывают незнание некоторыми русскими людьми английского языка, то есть как минимум этот курс должен быть объемнее и подробнее. Английская навигационная и парусная терминология не всегда соответствует российской, которая исторически вобрала в себя термины отличных моряков - голландцев. И это тоже надо учитывать, чтобы избежать путаницу и неразбериху в процесс обучения.
Кстати, наличие в процессе обучения только английской терминологии тоже может говорить о низком уровне профессионализма преподавателей, не имея профильного морского образования и «нахватавшись» за короткое время у тех же англичан терминов, они просто могут не знать русского аналога.
Обязательно старайтесь получить максимум информации о руководителях и преподавателях школ, интересуйтесь их профессиональным опытом! Причем желательно не на словах, а в виде реальных документов об образовании.
5. Практика
Особое внимание обращайте на программу практики. Не верьте тем школам, которые зовут вас на практику в любые акватории, обещают арендовать чартерную яхту где вы захотите и качественно обучить вас. Постоянная морская база школы, на мой взгляд, должна находиться в одном месте. Учебные маршруты плавания четко отработаны для данного региона по дням и по часам. Занятия и тренировки должны проводиться в полном соответствии с программой обучения. Методика обучения отдельным элементам продумана и вписывается в местные условия.
Часто можно услышать от школ предложения по участию в разного рода регатах и переходах, после чего вам обещают выдать сертификаты на управление яхтой. Это обман ваших ожиданий получить качественное обучение.
Программа практики, если она есть в школе, должна предусматривать отработку всех элементов стандарта. Поверьте, что в регате или перегоне яхты вы не отработаете и 30% необходимого начального уровня. Это все равно, что принять участие в автомобильном ралли по бездорожью, не зная ПДД и не умея элементарно парковаться. Правильное обучение должно быть поэтапным, начиная с самого простого и необходимого.
СТАНДАРТЫ IYT
Если вы поинтересуетесь стандартами IYT по обучению (часть из них можно найти на официальном сайте IYT), то увидите, что зачастую они нарушаются партнерскими школами.
Например, вам говорят, что при обучении на Bareboat Skipper инструктор набирает 6-8 человек? Отлично! При этом IYT настаивает на максимуме в 5 (ПЯТЬ). Что это означает на практике лично для вас: в полтора-два раза меньше времени за штурвалом, настолько же меньше швартовок и т.д.
Вам предлагают пройти парусную практику с нулевого уровня до капитана за 7-10 дней? Замечательно! Только вот IYT четко регламентирует, что допуск до практического экзамена на Bareboat Skipper возможен только после 10 (ДЕСЯТИ) дней на борту яхты. Про 7-дневные курсы даже говорить нет смысла, давайте посчитаем, что получается при 10-дневном варианте: день приезда уйдет на размещение, ужин и короткий инструктаж, день отъезда вообще считать нет смысла, один день на экзамен. Что, как говорится, «в сухом остатке» непосредственно на учебу? Задача «нарушителей» очевидна: увеличение собственной прибыли за счет количества людей в экипаже или за счет сокращения учебных дней. Но с ними пусть разбирается IYT, а ваша задача проста: думать о качестве своего образования, а не о сомнительной экономии 200-300 евро.
При этом есть разумные компромиссные варианты. В нашей школе, например, первую неделю практики (до ступени «watchkeeper/ flotiliaskipper») на яхте может быть до 6 человек, но на вторую, для увеличения интенсивности, мы рассаживаем курсантов на две яхты по 3-4 человека. Еще одна школа предлагает 5 дней теории на берегу и 10 дней практики на борту, что тоже является неплохой альтернативой.
Есть еще один критерий, на который обязательно надо обратить внимание. Наличие офиса и учебного класса для теоретических занятий. Процедура регистрации школ предусматривает это в качестве обязательного условия работы. Если же школа приглашает вас сразу в море и только на интенсивный курс, значит в IYT были отправлены фиктивные данные «для галочки», и никакого учебного класса никогда не существовало. Идти ли учиться в такую школу – решайте сами.
И еще один скрываемый многими пункт из стандартов IYT. Само слово «школа» подразумевает некую структуру, а не энтузиаста-одиночку. И вроде бы нет ничего плохого в «индивидуальной трудовой деятельности», но… Человек (на то он и человек) может элементарно заболеть, его единственная яхта может получить неисправность, и все это может произойти всего один раз в сезон, но попадет именно на ваш приезд. Но и это не главное, это лотерея – можно и сыграть с судьбой. Главное, что по правилам IYT практический экзамен должен принимать НЕ тот инструктор, который проводил обучение! Соответственно, каждый раз отправляя в IYT документы, «индивидуал» обманывает головную организацию. Ну и понятно, что в любом случае сам-себе директор и инструктор никогда не накажет себя-любимого за плохую работу.
ВАШИ ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Здесь все предельно ясно. Постарайтесь пообщаться лично с руководством школ и с инструкторами, загляните в офисы, поспрашивайте выпускников, походите по яхтенным сайтам и форумам, хотя бы позвоните, если живете в другом городе. Задайте вопросы о методике обучения, опросите показать те стандарты, которыми руководствуется школа.
На сайтах школ ищите полезную информацию, но не переоценивайте их значение. Не западайте на красивые картинки, оформление и прочие «фантики». Просто потому, что сайт могли сделать профессионалы своего дела, но это не гарантирует автоматически профессионализма инструкторов и преподавателей.
Еще один «хитрый» совет: задавайте «неудобные» вопросы. Например, сколько человек не получили Сертификаты? Если вам с широкой улыбкой сообщают, что «мы так хорошо учим, что сдают 100%» - не верьте! Чудес не бывает. Скорее это говорит о том, что обучение в школе слишком либеральное. Что в этом плохого? Да то, что море не спрашивает, как вас учили, оно «экзаменует» без скидок на школы и опыт.
Еще одна тема – договор на обучение. Договор требуйте всегда. Как минимум узнаете, есть ли у школы официально зарегистрированное в России юридическое лицо (а это тоже обязательное требование IYT). И внимательно читайте все условия (даже если договор формальный), особое внимание – дополнительным платежам. Поверьте, что если вам называют откровенно низкую цену, то на практике (когда уже деваться будет некуда) возникнут неожиданные доплаты.
Заодно посмотрите, есть ли у школы какие-нибудь уникальные или интересные лично вам предложения. Повышение квалификации после начального обучения, практика в привлекательном или удобном по каким-то причинам регионе (при этом не забываем про наличие базы), какие-нибудь дополнительные курсы.
НЕСКОЛЬКО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СОВЕТОВ
Хорошо, если в школе несколько преподавателей теории и практикующих инструкторов – это обеспечивает конкуренцию и взаимозаменяемость.
И это действительно важно! Поинтересуйтесь графиком работы инструкторов. Если в школе 1-2-3 инструктора с собственными яхтами и работают они без перерывов и отпусков весь сезон – представьте себе их состояние на 3-4 месяц работы. Это будут выжатые лимоны, ненавидящие учеников за сам факт их существования. Ведь инструктор во время практики находится в постоянном напряжении, а перерыв между группами (всего несколько часов) уходит на подготовку яхты к следующему походу.
Хорошо, если у школы есть постоянная морская база с собственным флотом, и техническими сотрудниками, следящими за состоянием яхт, с резервными яхтами на случай проблем с основными. Согласитесь, совсем уж будет неприятно, если именно к вашему приезду какая-нибудь яхта выйдет из строя, а заменить ее невозможно. И, допустим, возврат денег, не вернет вам потраченного времени и испорченного настроения.
Что делать со всей этой информацией, спросите вы. Ведь понятно, что на 100% идеальных школ не существует в природе. Есть простой способ: нарисуйте табличку, впишите в нее несколько важных на ваш взгляд критериев отбора (только не 4-5, а 10-15), далее «тестируйте» школы и расставляйте плюсы-минусы. Потратьте на это несколько дней – такая работа не пропадет даром. В конце останется только подсчитать плюсы.
При этом у вас получится 3-5 примерно равных вариантов, и это будут действительно объективно выбранные школы из двух десятков существующих. К «победителям» вашего рейтинга можно обращаться без опасений.
Автор: Олег Гончаренко - директор яхтенной школы (г.Москва)
Что же нужно знать и на что ориентироваться при выборе школы? Давайте попробуем составить список критериев отбора.
ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
1. Язык обучения В мире существуют сотни школ и десятки различных ассоциаций, занимающихся обучением и разрабатывающих стандарты подготовки. При этом в России на сегодня «примелькались» два бренда: IYT и RYA. На самом деле, большой разницы в принципах обучения нет ни у кого, «изобретать велосипед» в этом узконаправленном сегменте сложно, да и бессмысленно. Однако, для обучающихся с нуля, на мой взгляд (при всем уважении к RYA), преподавание должно вестись на родном языке. Даже при приличном знании английского, трудно воспринимать много новой информации в условиях ограниченного времени. Усвоение материала требует двойных усилий: сначала ваш мозг занят переводом, а потом уже - восприятием. Я уже не говорю о том, что даже хороший словарный запас не поможет вам в ситуациях, когда инструктор будет оперировать привычными для него, но совершенно непонятными для вас терминами. Например, правый и левый борта яхты не обозначаются привычными словами «left» и «right», на самом деле вы услышите «port» и «starboard». И таких специфических определений предостаточно. RYA сегодня разрешает обучение только на английском, что, возможно, правильно для продвинутого обучения, но сомнительно для начального. Естественно, что в процессе обучения на русском языке, все равно необходимо освоить морскую английскую терминологию.
2. Теория и практика
Разумное совмещение этих двух компонентов обучения не подлежит сомнению. Учитывая, что основной контингент наших учеников это люди, впервые решившиеся стать капитанами, они должны получить некоторые первоначальные знания в классной аудитории, а потом уже приобретать практические навыки. Нельзя относиться к профессии моряка как к делу, которое можно освоить очень быстро и при этом стать хорошим специалистом, способным обеспечить безопасное плавание. Прежде чем встать на капитанский мостик, профессионалы 5 лет учатся в высших учебных заведениях и еще лет 15 продвигаются по служебной лестнице. Для яхтенного капитана-любителя этот путь сокращен многократно, и попытки уменьшить даже этот сверх-сжатый объем точно не пойдут на пользу, ведь море не разделяет людей по опыту, оно одинаково требовательно ко всем.
Сейчас встречаются предложения совместить курс теории и практики непосредственно на яхте в течение 7-10 дней. В частных, единичных случаях это возможно, но для людей, имеющих некоторый яхтенный опыт и знающих основы навигации и правил плавания. Для подготовки с нуля этот путь неприменим, более того – он нарушает правила IYT, но об этом – ниже..
3. Преподаватели и инструкторы
Далеко не каждый хороший футболист может стать тренером. Эта аксиома верна и в нашем случае. Преподавание – это отдельная профессия! Ни известный яхтсмен, ни мастер спорта или заслуженный тренер, ни бывший капитан не являются гарантированно хорошими преподавателями и инструкторами. Не факт, что эти специалисты легко сменят профиль и будут качественно учить вас судовождению.
Я не говорю, что такое невозможно, но утверждаю, что наличие таких людей не является критерием качества преподавания. Это не теоретические рассуждения, мои выводы основываются на собственном опыте преподавательской деятельности, которую я начал в 1979 году и занимаюсь этим до настоящего времени. За время существования школы у меня несколько раз был соблазн взять на работу человека с именем, но попытки «вписать» его в четкую схему обучения по разным причинам заканчивались неудачей. Понятно, что под имя достаточно легко набрать учеников, но образовательный бизнес – это не количественные показатели, а качественные!
При этом найти и подготовить хорошего инструктора – это только полдела, школа должна заботиться о профессиональном росте своих сотрудников. В последние годы яхтинг активно развивается и преподавателю необходимо быть в курсе всех событий, следить за новинками. Иначе, при наличии на яхте, например, современного навигационного комплекса, выпускник будет пользоваться исключительно «карманным» GPS, просто потому, что не сможет разобраться в новой технике. Базовые знания – это замечательно, но технический прогресс не стоит на месте и это необходимо учитывать. И встречающаяся в рекламе некоторых школ фраза «учим строго по программе IYT» - это скорее минус, чем плюс в современных реалиях.
Понятно, что начинать необходимо с азов: с работы на бумажной карте, компаса и т.д., но, ни в коем случае нельзя этим ограничиваться. Итак, мы подошли к следующей важной теме – программа обучения.
4. Теоретический курс
В каждой школе должна быть разработана программа на основе тех стандартов и требований, которые определяют качество и безопасность плавания. Базой для этих программ может быть английская или американская система обучения – это не принципиально. Но она обязательно должна быть адаптирована к нашим условиям, к нашему подходу к образованию, даже к российскому менталитету. Простое копирование программы ни к чему хорошему привести не может. Так, например, требования IYT по радиосвязи не учитывают незнание некоторыми русскими людьми английского языка, то есть как минимум этот курс должен быть объемнее и подробнее. Английская навигационная и парусная терминология не всегда соответствует российской, которая исторически вобрала в себя термины отличных моряков - голландцев. И это тоже надо учитывать, чтобы избежать путаницу и неразбериху в процесс обучения.
Кстати, наличие в процессе обучения только английской терминологии тоже может говорить о низком уровне профессионализма преподавателей, не имея профильного морского образования и «нахватавшись» за короткое время у тех же англичан терминов, они просто могут не знать русского аналога.
Обязательно старайтесь получить максимум информации о руководителях и преподавателях школ, интересуйтесь их профессиональным опытом! Причем желательно не на словах, а в виде реальных документов об образовании.
5. Практика
Особое внимание обращайте на программу практики. Не верьте тем школам, которые зовут вас на практику в любые акватории, обещают арендовать чартерную яхту где вы захотите и качественно обучить вас. Постоянная морская база школы, на мой взгляд, должна находиться в одном месте. Учебные маршруты плавания четко отработаны для данного региона по дням и по часам. Занятия и тренировки должны проводиться в полном соответствии с программой обучения. Методика обучения отдельным элементам продумана и вписывается в местные условия.
Часто можно услышать от школ предложения по участию в разного рода регатах и переходах, после чего вам обещают выдать сертификаты на управление яхтой. Это обман ваших ожиданий получить качественное обучение.
Программа практики, если она есть в школе, должна предусматривать отработку всех элементов стандарта. Поверьте, что в регате или перегоне яхты вы не отработаете и 30% необходимого начального уровня. Это все равно, что принять участие в автомобильном ралли по бездорожью, не зная ПДД и не умея элементарно парковаться. Правильное обучение должно быть поэтапным, начиная с самого простого и необходимого.
СТАНДАРТЫ IYT
Если вы поинтересуетесь стандартами IYT по обучению (часть из них можно найти на официальном сайте IYT), то увидите, что зачастую они нарушаются партнерскими школами.
Например, вам говорят, что при обучении на Bareboat Skipper инструктор набирает 6-8 человек? Отлично! При этом IYT настаивает на максимуме в 5 (ПЯТЬ). Что это означает на практике лично для вас: в полтора-два раза меньше времени за штурвалом, настолько же меньше швартовок и т.д.
Вам предлагают пройти парусную практику с нулевого уровня до капитана за 7-10 дней? Замечательно! Только вот IYT четко регламентирует, что допуск до практического экзамена на Bareboat Skipper возможен только после 10 (ДЕСЯТИ) дней на борту яхты. Про 7-дневные курсы даже говорить нет смысла, давайте посчитаем, что получается при 10-дневном варианте: день приезда уйдет на размещение, ужин и короткий инструктаж, день отъезда вообще считать нет смысла, один день на экзамен. Что, как говорится, «в сухом остатке» непосредственно на учебу? Задача «нарушителей» очевидна: увеличение собственной прибыли за счет количества людей в экипаже или за счет сокращения учебных дней. Но с ними пусть разбирается IYT, а ваша задача проста: думать о качестве своего образования, а не о сомнительной экономии 200-300 евро.
При этом есть разумные компромиссные варианты. В нашей школе, например, первую неделю практики (до ступени «watchkeeper/ flotiliaskipper») на яхте может быть до 6 человек, но на вторую, для увеличения интенсивности, мы рассаживаем курсантов на две яхты по 3-4 человека. Еще одна школа предлагает 5 дней теории на берегу и 10 дней практики на борту, что тоже является неплохой альтернативой.
Есть еще один критерий, на который обязательно надо обратить внимание. Наличие офиса и учебного класса для теоретических занятий. Процедура регистрации школ предусматривает это в качестве обязательного условия работы. Если же школа приглашает вас сразу в море и только на интенсивный курс, значит в IYT были отправлены фиктивные данные «для галочки», и никакого учебного класса никогда не существовало. Идти ли учиться в такую школу – решайте сами.
И еще один скрываемый многими пункт из стандартов IYT. Само слово «школа» подразумевает некую структуру, а не энтузиаста-одиночку. И вроде бы нет ничего плохого в «индивидуальной трудовой деятельности», но… Человек (на то он и человек) может элементарно заболеть, его единственная яхта может получить неисправность, и все это может произойти всего один раз в сезон, но попадет именно на ваш приезд. Но и это не главное, это лотерея – можно и сыграть с судьбой. Главное, что по правилам IYT практический экзамен должен принимать НЕ тот инструктор, который проводил обучение! Соответственно, каждый раз отправляя в IYT документы, «индивидуал» обманывает головную организацию. Ну и понятно, что в любом случае сам-себе директор и инструктор никогда не накажет себя-любимого за плохую работу.
ВАШИ ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Здесь все предельно ясно. Постарайтесь пообщаться лично с руководством школ и с инструкторами, загляните в офисы, поспрашивайте выпускников, походите по яхтенным сайтам и форумам, хотя бы позвоните, если живете в другом городе. Задайте вопросы о методике обучения, опросите показать те стандарты, которыми руководствуется школа.
На сайтах школ ищите полезную информацию, но не переоценивайте их значение. Не западайте на красивые картинки, оформление и прочие «фантики». Просто потому, что сайт могли сделать профессионалы своего дела, но это не гарантирует автоматически профессионализма инструкторов и преподавателей.
Еще один «хитрый» совет: задавайте «неудобные» вопросы. Например, сколько человек не получили Сертификаты? Если вам с широкой улыбкой сообщают, что «мы так хорошо учим, что сдают 100%» - не верьте! Чудес не бывает. Скорее это говорит о том, что обучение в школе слишком либеральное. Что в этом плохого? Да то, что море не спрашивает, как вас учили, оно «экзаменует» без скидок на школы и опыт.
Еще одна тема – договор на обучение. Договор требуйте всегда. Как минимум узнаете, есть ли у школы официально зарегистрированное в России юридическое лицо (а это тоже обязательное требование IYT). И внимательно читайте все условия (даже если договор формальный), особое внимание – дополнительным платежам. Поверьте, что если вам называют откровенно низкую цену, то на практике (когда уже деваться будет некуда) возникнут неожиданные доплаты.
Заодно посмотрите, есть ли у школы какие-нибудь уникальные или интересные лично вам предложения. Повышение квалификации после начального обучения, практика в привлекательном или удобном по каким-то причинам регионе (при этом не забываем про наличие базы), какие-нибудь дополнительные курсы.
НЕСКОЛЬКО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СОВЕТОВ
Хорошо, если в школе несколько преподавателей теории и практикующих инструкторов – это обеспечивает конкуренцию и взаимозаменяемость.
И это действительно важно! Поинтересуйтесь графиком работы инструкторов. Если в школе 1-2-3 инструктора с собственными яхтами и работают они без перерывов и отпусков весь сезон – представьте себе их состояние на 3-4 месяц работы. Это будут выжатые лимоны, ненавидящие учеников за сам факт их существования. Ведь инструктор во время практики находится в постоянном напряжении, а перерыв между группами (всего несколько часов) уходит на подготовку яхты к следующему походу.
Хорошо, если у школы есть постоянная морская база с собственным флотом, и техническими сотрудниками, следящими за состоянием яхт, с резервными яхтами на случай проблем с основными. Согласитесь, совсем уж будет неприятно, если именно к вашему приезду какая-нибудь яхта выйдет из строя, а заменить ее невозможно. И, допустим, возврат денег, не вернет вам потраченного времени и испорченного настроения.
Что делать со всей этой информацией, спросите вы. Ведь понятно, что на 100% идеальных школ не существует в природе. Есть простой способ: нарисуйте табличку, впишите в нее несколько важных на ваш взгляд критериев отбора (только не 4-5, а 10-15), далее «тестируйте» школы и расставляйте плюсы-минусы. Потратьте на это несколько дней – такая работа не пропадет даром. В конце останется только подсчитать плюсы.
При этом у вас получится 3-5 примерно равных вариантов, и это будут действительно объективно выбранные школы из двух десятков существующих. К «победителям» вашего рейтинга можно обращаться без опасений.
Автор: Олег Гончаренко - директор яхтенной школы (г.Москва)
Комментариев нет:
Отправить комментарий